15.09.2023
Логистика в международной Интернет-торговле: вчера, сегодня, завтра…


логистика в международной Интернет Тоговле.JPG
Если бы нам, 24 года назад, в 1999 году, реально показали к чему приведет развитие интернет торговли к 2023 году, многие сочли бы это областью научной фантастки. Однако реальность «переплюнула» самые смелые ожидания и чаяния интернет-предпринимателей; Успешная международная Интернет-торговля начинается и заканчивается правильно построенной логистикой. От того, каким образом оптимально будет организована поставка линейки товаров на консолидирующий склад, как будет происходить дальнейшая сортировка и группировка груза для отправки в страны-получатели, каким образом будет осуществляться таможенное оформление экспорта в стране отправления, каким видом транспорта будет произведён основной фрахт, как будет построена система таможенного оформления импорта в стране получения и конечная доставка до получателя зависит все развитие (development) интернет-трейдера. Приятно отметить, что в свое время всё начиналось с электронной коммерции литературой (в основном книгами) и периодическими научными изданиями. Благо, что международная система поставки периодики была отлажена федеральными почтовыми службами – участниками всемирной почтовой конвенции, странами – членами всемирного почтового союза, достаточно четко. Затем, посредством заказов через интернет-магазины стали физически перемещаться музыкальные диски, различные аксессуары, дальше больше: золотую жилу почувствовали ведущие торговые марки, мировые бренды- производители часов, одежды, обуви, линейка и ассортимент товаров, перемещаемых через e-trading росло как снежный ком, что неизбежно привело к огромному числу вопросов и порядка их решения в области построения грамотной концепции международной логистики интернет-трейдинга. Своевременно решать возникающие задачи поставок в страны получатели исключительно через международные почтовые отправления, консолидируя заказы в пунктах международного почтового обмена стало проблематичным. Эстафету подхватили курьерские службы и экспресс-перевозчики. Фундамент развития современной логистической цепи поставки в области международной электронной коммерции держится, на мой взгляд, на « трех китах», на трех основных составляющих, или говоря проще, используя русскую транслитерацию, на трех «К» : 1. cost of delivery – стоимость доставки; 2. quality of delivery – качество доставки; 3. quickness of delivery – быстрота доставки; Неважно о ком мы говорим – о конечном получателе заказа или о представителе b2b сектора, практически всегда получателя услуги интересуют в первую очередь три вещи: цена, сервис и скорость поставки . Хотелось бы отметить также тот факт, что, как минимум, в 90% случаев доставка интернет-заказа должна осуществляться до конечного получателя по принципу «door to door» - от двери до двери. Человек, осуществляющий покупку товара в интернете, меньше всего заинтересован в каких-то дополнительных действиях с его стороны, как то: похода на таможенный пост, заполнения таможенной декларации, прохождения всех таможенных процедур и формальностей, которые занимают приличное время. Он желает легкости и простоты: задешево получить качественную и быструю доставку непосредственно в руки. И вот здесь, для лиц, создающих данную логистическую структуру встает ряд вопросов. В настоящее время всю цепь реально осуществляемых поставок интернет-заказов можно разбить на несколько возможных вариантов: 1. Доставка через международных экспресс-перевозчиков с упрощенным таможенным оформлением экспресс-товаров по «манифестной системе». Конечный потребитель зачастую даже не знает, кто оформляет его груз. 2. «Длинная поставка» - на отдельную компанию-импортера, которая осуществляет выпуск в свободное обращение. Более эффективное использование международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров позволит упорядочить и структуировать поток интернет-заказов. Первой фразой, которую Самюэл Морзе, отправил по своему способу посредством электрического телеграфа, была фраза : «Чудны дела твои, Господи!» Мир меняется, однако в нем всегда найдется место чему-то новому и полезному для людей в любой области человеческой деятельности.
Алим Бозиев.

01.11.2020
Что такое бондовые склады
С 1 ноября в Татарстане начинает работу первый в России бондовый склад — пилотный проект запускает «Почта России», ещё два таких склада компания планирует запустить до декабря. Предполагается, что новый для страны таможенный формат должен снизить цены на трансграничные товары и серьёзно ускорить время их доставки. Рассказываем всё, что нужно знать о бондовых складах.

Что такое бондовые склады?

Бондовые (или свободные) склады — площадки, где импортный товар можно хранить неограниченно долго без прохождения таможенных процедур и без уплаты налогов. Юридически такой склад приписан к одной из таможен, и формально товары не пересекают таможенную границу России до того, как покинут склад. Саму же площадку можно разместить где угодно на территории страны.

Бондовые склады используют как при ввозе товаров в страну, так и при транзите через территорию государства или при экспорте — кроме отсутствия сборов, площадки можно размещать на транзитных магистралях, что упрощает логистику.


В чем выгода для ритейла?

В первую очередь бондовые склады выгодны для интернет-магазинов, ввозящих товар из-за рубежа: для их клиентов критически сокращается время доставки покупок, от нескольких недель до 1–2 дней. Сами же ритейлеры могут гибко реагировать на спрос и платить налоги и сборы только за реально проданный товар, а не за всю ввезённую партию — а то, что не продалось, легко отправить назад. Для таких складов устанавливают отдельные таможенные пошлины и применяют их к товару поштучно.

Кроме того, инфраструктуру бондовых складов могут использовать экспортёры, работающие с зарубежными интернет-магазинами, а регионы, в которых расположены площадки, получают дополнительный доход — прямой (налоги) и косвенный (например, новые рабочие места).

В минусе может оказаться местное производство — так, российские производители бытовой техники уже заявили, что бондовые склады им невыгодны, поскольку станет сложнее конкурировать с зарубежными производителями.


Бондовые склады в России

С 2019 года в России действуют поправки в 289-ФЗ «О таможенном регулировании», в которых описаны принципы создания и работы свободных складов. При этом часть сферы ещё не урегулирована до конца.

Первая экспериментальная таможенная зона с бондовым складом запустится в Татарстане 1 ноября. Летом 2020-го затею поддержал глава республики Рустам Минниханов, который написал целое письмо в адрес главы Минфина Антона Силуанова. В числе прочего Минниханов предложил установить единую таможенную ставку на уровне 6,5%, а также устроить на территории Татарстана «регуляторную песочницу», где и откатать решения для всей страны. Первый в стране свободным складом будет управлять «Почта России»; также о своём интересе заявляли Ozon (у которого на территории Татарстана уже работают два крупных склада), Wildberries, AliExpress и другие крупные ритейлеры.

Эксперты оценивают потенциальный объём рынка российской трансграничной торговли к 2024 году в $10 млрд, из которых $5 млрд придётся на почти отсутствующий сейчас транзит, который будет завязан на сеть свободных складов. В перспективе бондовые склады могут обрабатывать до половины всей трансграничной торговли страны, а цены на проходящие через них товары могут снизиться в среднем на 10%.

Мировой опыт

В мире бондовые склады развивают с 2012 года, лидеры — Китай, США, Япония и страны Европы. Регуляторные решения от страны к стране похожи, меняются в основном таможенная ставка (от 8% в Японии до 10% в Евросоюзе) и некоторые детали.

Лидер по развитию формата — Китай, там на бондовые склады приходится 86% оборота трансграничной торговли. В Европе — уже около 60%. В Китае же формат получил дальнейшее развитие — так называемые бондовые зоны, где из прибывающих туда комплектующих создают товары с нулевой налоговой ставкой.